Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основнаяобщеобразовательная школа»
Основная образовательная программа начального общего образования
на период 2011-2015 годы
п. Комсомольский, 2011 I. Пояснительнаязаписка
1.1. Введение Данный документ разработанпедагогическим коллективом учителей МБОУ«Комсомольская основная общеобразовательная школа» в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования, с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы,особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей изапросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК«Школа России». Данная программа рассчитана на четыре года (возраст 6,5 – 11 лет) школьной жизни детей. Именно на этой ступениобразования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьногообразования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития личности школьника, сознания, способностей и самостоятельности. Образовательная программаучитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный: сизменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом кучебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественныйхарактер и являющейся социальной по содержанию; освоениемновой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром,развитием потребностей в общении, познании, социальном признании исамовыражении; принятиеми освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формированиивнутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни иперспективы личностного и познавательного развития; формированиему школьника основ умения учиться и способности к организации своейдеятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает чертыадекватности и рефлексивности.
1.2. Цели и задачи реализацииОбразовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиямиСтандарта к результатам образования
Целью реализации образовательной программы является обеспечениепланируемых результатов по достижению выпускником начальной образовательнойшколы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей,определяемых личностными, общественными, государственными потребностями ивозможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья. Образовательнаяпрограмма предусматривает достижение следующих результатов образования: - личностныерезультаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки спринятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированностьмотивации к учению, сформированность умения учиться; - метапредметныерезультаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочнойдеятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных); - предметныерезультаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета(в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта,специфичного для предметной области, по получению этих знаний, ихпреобразованию в практике повседневной жизни.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
· сохранить и укрепить физическое и психическоездоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие; · развить творческие способности школьников с учетом ихиндивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка; · создать педагогические условия, обеспечивающие нетолько успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств,освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольнуюпрактику; · помочь школьникам овладеть основами грамотности вразличных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной,социальной, художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической); · дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себясубъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации вобразовательных и других видах деятельности. В основе реализацииосновной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход,которыйпредполагает:· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованияминформационного общества, инновационной экономики, задачам построенияроссийского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалогакультур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного иполикофессинального состава;· переход к стратегии социального проектирования и конструирования наоснове разработки содержания и технологий образования, определяющих пути испособы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного ипознавательного развития обучающихся;· ориентацию на достижение цели и основного результата образования –развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебныхдействий, познания и освоения мира;· признание решающей роли содержания образования, способов организацииобразовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целейличностного и социального развития обучающихся;· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологическихособенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения приопределении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего и профессионального образования;· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальногоразвития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченнымивозможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоныближайшего развития.1.3. Принципы и подходы кформированию Образовательной программы Основными принципами(требованиями) системно-деятельностного подхода и развивающей системы обученияявляются: · Принципнепрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущеговпереди развития. Предусматривает ориентацию содержания наинтеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическоеразвитие и саморазвитие каждого ребёнка. · Принципцелостности образа мира связан с отбором интегрированного содержанияпредметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать ивоссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнкомразнообразных связей между его объектами и явлениями. · Принциппрактической направленности предусматривает формирование универсальных учебныхдействий средствами всех предметов, способности их применять в условияхрешения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениямиработать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочаятетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в областьсловарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, другихисточников информации; умений работать всотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве(ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работатьсамостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа посамообразованию). · Принципучёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, преждевсего, использование разноуровневого по трудности и объёму представленияпредметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможностидля вариативности образования, реализации индивидуальных образовательныхпрограмм, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможностьусвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разноймерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиесяимеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовым). · Принциппрочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретноенаблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего(от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебнойили практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневоепо глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает,прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение кпройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебниковУМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалупродуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который далшкольнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на болеевысоком уровне трудности выполняемых УУД. · Принципохраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируетсяна необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности,соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активногоучастия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняягимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
1.4. Общая характеристикаОбразовательной программы Младший школьный возраст определяется моментомпоступления ребёнка в школу 6,5 – 7 лет. Начало школьного обучения практическисовпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится навозраст 7 лет. Это означает кардинальные изменения в системе социальныхотношений и деятельности ребёнка, который совпадает с периодом перестройки всехсистем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации егорезервов. Ведущей в младшем школьном возрастестановится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываютсяпсихологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения вразвитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитиена следующем возрастном этапе. Центральными новообразованиями младшего школьноговозраста являются: · качественно новый уровеньразвития произвольной регуляции поведения и деятельности; · рефлексия, анализ, наличиевнутреннего плана действий; · развитие новогопознавательного отношения к действительности, ориентация на группу сверстников. Младшийшкольный возраст является благоприятным для:
Важнейшие новообразования возникают во всех сферахпсихического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований,поэтому так важен уровень достижений, осуществлённый каждым ребёнком. Важно,чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Ожидаемый результат:
Образ выпускника начальной школы · это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержанияобразования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированностиопорных знаний и учебных умений в области счёта, письма и умения решатьпростейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться; · это ученик, который овладел первым уровнем развития самостоятельнойдеятельности – копирующим действием; · это ученик, у которого есть потребность выполнять правила дляобучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильнооценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок идисциплину в школе и общественных местах; · это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведенииобщественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выборапоручений в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе; · это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлятьвнимание к другим людям, животным, природе; · это ученик, который стремится стать сильным, быстрым. Ловким изакаленным. В соответствии с возрастными особенностями младшихшкольников основную образовательную программу начального образования можноусловно разделить на три этапа: - первый этап (первые двамесяца первого класса) –переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Основныецели которого - обеспечить плавный переход детей от игровой к учебнойдеятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни. Данный этап начального образования характеризуется тем, что: 1) он является переходным, а,следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ковсему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; 2) в это время у детей наиболееинтенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываютсяпереживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной работе, общениюс учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе. Учение должно быть ссамого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемаявзрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе обучения– обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком какпереход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должныбыть представлены педагогические требования, но и предоставлена возможностьобсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не можетвыполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращениепедагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введениятребований и их соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка -непременное условие, позволяющее ему осознать, что существующие нормыобусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому. Решение задач данного периодаобразования решается через реализацию школьной программы «Малышкина школа». Второй этап (вторая четверть 1-го класса – первоеполугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного«инструмента» учебной деятельности вучебной общности класса. Этот период характеризуется тем, что: 1) оформляется мотивация учения,зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов; 2) происходит формирование учебной деятельностив классе. Учащиеся обретают первые технические возможности пополнять своеобразование без непосредственного руководства учителя; 3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда частьучебной работы на этапе коррекции своих действий может и стремиться выполнитьсам, без посторонней помощи; 4) складывается класс какучебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач даженаименее мотивированных школьников. Таким образом, на этом этапе начальногообразования становятся возможным полноценная организация учебной деятельностимладших школьников, благодаря которой учащиеся смогут определять границы своихвозможностей, отделять свои знания от незнания. Большое значение при этом имеетосознанное отношение к одноклассникам и учителю как к партнерам. Третий этап (второе полугодие4-го года обучения), как ипервый имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуацияхсконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебнойдеятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ уменияучиться. Переход от младшей ступениобразования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточнорезкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельностии ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержанияобучения, новые отношения с учителями-предметниками). Очевидно, что этотпереход не должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождатьсярезким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. Многих широкораспространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарныхтрудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можноизбежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный. Таким образом, основная цель данного периода начального образования обеспечитьпостепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступеньобразования.
Основные периоды учебного года Учебный год представляет собой условный отрезок времени вкалендарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный годсоответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи сэтим в нем выделяются три периода: период совместного проектирования и планированиязадач учебного года (период «запуска»); период постановки и решения учебныхзадач года; рефлексивный период учебногогода. Период совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь месяц) Основнымизадачами первого периода учебного года являются следующие: · дать возможность младшим школьникам определитьстартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном годудля дальнейшего обучения; · провести коррекцию знаний и умений, без которыхдвигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы бытьутрачены в ходе летнего перерыва; · создать ситуации, требующие от учеников определенияграницы своих знаний и очерчивания возможных будущихнаправлений учения. Для решения этих задач внутри первого периода учебного годавыделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя: 1 этап – проведение стартовыхпроверочных работ по основным учебным предметам; 2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний(способов/средств предметных действий)на основе данных стартовых работ черезорганизацию самостоятельной работыучащихся; 3 этап – определение границ знанияи незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления; 4 этап – представлениерезультатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний. Период совместнойпостановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половинаапреля) В этом периоде в рамках постановки ирешения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляютсявозможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий: · инициативного поиска и пробы средств, способоврешения поставленных задач, поискадополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – воткрытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию; · моделированиявыделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельныхусловиях и решение частных задач; · самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств,условий и результатов выполнения задания; · адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка); · самостоятельного выполнения учащимися заданий накоррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей сиспользованием индивидуальных образовательных траекторий; · содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как подруководством учителя (общекласснаядискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); · самостоятельного написания собственных осмысленных исвязных небольших текстов (10-15 предложений); · понимания устных и письменных высказываний. Рефлексивныйпериод учебного года (вторая половинаапреля – май). Основнымизадачами заключительного периода учебного года являются: · определение количественного и качественного прироста в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года; · восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками); · предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявлениедостижений класса как общности(родителям, школьному сообществу). Данный период имеет несколько этапов организации образовательного процесса: 1 этап – подготовка и проведениеитоговых проверочных работ. Анализ иобсуждение их результатов; 2 этап - проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в формепроектной задачи; 3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год («Шкатулкатворчества»).
Образовательная программа предусматривает: - достижение планируемыхрезультатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, созданиеусловий для образования детей с особыми образовательными потребностями наоснове уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализацииобучения и воспитания; - выявление и развитиеспособностей обучающихся, включая одарённых детей, через систему клубов,секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности; - организацию интеллектуальных итворческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательскойдеятельности через различные формы организации внеурочной деятельности; - участие обучающихся, их родителей,педагогических работников и общественности в проектировании и развитиивнутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единыхтребований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи повоспитанию и обучению учащихся; - использование вобразовательном процессе современных образовательных технологий деятельностноготипа. И в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения; - возможность эффективнойсамостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодарявзаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
1.5. Состав участниковобразовательного процесса
В соответствии со Стандартом и Типовым положением обобщеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являютсяобучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители(законные представители) обучающихся.
Задачи субъектов образовательного процесса Приоритетным для начальной ступениобразования является создание базовых условий для формирования компетентностей,существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества.Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социумесоциально, экономически и личностно. |
№/п | Специалисты | Функции | Количество специалистов в начальной школе |
1. | Учитель | Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса | 2 |
2. | Организатор | Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время | 1 |
3. | Библиотекарь | Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации | 1 |
4. | Административный персонал | Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу | 1 |
Основная образовательная программасодержит следующие разделы:
I. Пояснительная записка.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программыначального общего образования.
III. Учебныйплан начального общего образования.
IV. Программа формирования универсальных учебных действий уобучающихся на ступени начального общего образования.
V. Программы отдельных учебных предметов, курсов;
VI. Программадуховно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начальногообщего образования.
VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
VIII. Программа коррекционной работы.
IX. Система оценкидостижения планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования. Программа мониторинга
|
|