IV. Программа формирования универсальныхучебных действий у учащихся на ступени начального общего образования

 

Цель программы: создатьусловия для формирования  и регулированияуниверсальных учебных действий обучающихся через образовательную деятельность

.

          Задачи программы:

  •  
    •  актуализировать ценностные ориентиры начального образования;
    • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
    • выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
    •  использовать  типовые задачи формирования УУД
    • создать условия для формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

 

4.1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общегообразования

 

ФГОС начальногообщего образования определяет ценностныеориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

-  чувство сопричастности и гордости за своюРодину, народ и историю;

- осознаниеответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного приразнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ отделения на «своих» и «чужих»;

- уважениеистории и культуры каждого народа.

2. Формированиепсихологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

-доброжелательность, доверие и  внимание клюдям,

- готовность ксотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение кокружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого насобственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 

3. Развитиеценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности игуманизма.

- принятие иуважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следоватьим;

- ориентация внравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающихлюдей, развитие этических чувств  -стыда, вины, совести  - как регуляторовморального поведения;

-  формирование чувства прекрасного иэстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественнойхудожественной культурой;

4. Развитиеумения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитиешироких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формированиеумения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,контролю, оценке);

5. Развитиесамостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еесамоактуализации:

-  формирование самоуважения иэмоционально-положительного отношения к себе;

- готовностьоткрыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичностьк своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность ксамостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

-целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность кпреодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиями влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своихвозможностей.    

 

4.2. Характеристики личностных,регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действийобучающихся

 

    В составе основных видовуниверсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общегообразования, можно выделить четыре блока: личностный,регулятивный, познавательный  икоммуникативный.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечиваютценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки исобытия с принятыми  этическимипринципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспектповедения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностныхдействий:

    - личностное, профессиональное, жизненноесамоопределение;

    - смыслообразование, т.е. установлениеобучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другимисловами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чегоона осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь нанего отвечать.

    - нравственно-этическая ориентация, в томчисле и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностныхценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают обучающимся организацию своейучебной деятельности. К ним относятся:

     - целеполагание  как постановка учебной задачи на основесоотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещенеизвестно;

     - планирование – определениепоследовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;составление плана и последовательности действий;

     - прогнозирование – предвосхищениерезультата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

     - контроль  в форме сличения способа действия и егорезультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

     - коррекция – внесение необходимыхдополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,реального действия и его результата; внесение изменений в результат своейдеятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем,товарищами;

      - оценка – выделение и осознаниеобучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества иуровня усвоения; оценка результатов работы;

     - саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, кволевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолениюпрепятствий.

     Познавательные универсальные учебныедействия  включают: общеучебные, логические учебныедействия, а также постановку и решение проблемы.

      Общеучебныеуниверсальные действия:

      - самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели;

      - поиск и выделение необходимойинформации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощьюкомпьютерных средств;

      - структурирование знаний;

      - осознанное и произвольное построениеречевого высказывания в устной и письменной форме;

      - выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий;

      - рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

      - смысловое чтение как осмысление целичтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимойинформации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной ивторостепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстовхудожественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

      - постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера.

     Особую группу общеучебных универсальныхдействий составляют знаково-символическиедействия:

      - моделирование – преобразование объектаиз чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково-символическая);

      -преобразование модели с целью выявленияобщих законов, определяющих данную предметную область.

     Логическиеуниверсальные действия:  

      - анализ объектов с целью выделенияпризнаков (существенных, несущественных);

      - синтез – составление целого из частей,в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов;

      - выбор оснований и критериев длясравнения, сериации, классификации объектов;

      - подведение под понятие, выведениеследствий;

      - установление причинно-следственныхсвязей, представление цепочек объектов и явлений;

      - построение логической цепочки рассуждений,анализ истинности утверждений;

      - доказательство;

      - выдвижение гипотез и их обоснование.

       Постановкаи решение проблемы:  

      - формулирование проблемы;

      - самостоятельное создание способоврешения проблем творческого и поискового характера.

     Коммуникативные универсальные учебныедействия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции другихлюдей, партнеров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать вдиалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество сосверстниками и взрослыми.

     К коммуникативным действиям относятся:

      - планирование учебного сотрудничества сучителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способоввзаимодействия;

      - постановка вопросов – инициативноесотрудничество в поиске и сборе информации;

      - разрешение конфликтов – выявление,идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешенияконфликтов, принятие решения и его реализация;

      - управление поведением партнера –контроль, коррекция, оценка его действий;

      - умение с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии сграмматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средствкоммуникации.

     Развитие системы универсальных учебныхдействий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхдействий, определяющих развитие психологических способностей личности,осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной ипознавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристикиучебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развитияуказанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

     Универсальные учебные действияпредставляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитиекаждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видамиучебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

      - из общения и сорегуляции развиваетсяспособность ребенка регулировать свою деятельность;

      - из оценок окружающих и в первую очередьоценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своихвозможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепциякак результат самоопределения;

       - из ситуативно-познавательного ивнеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действияребенка.

     Содержание и способы общения икоммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения идеятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений осебе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развитияуниверсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативныхуниверсальных учебных действий.

     По мере становления личностных действийребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация)функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных,познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляцияобщения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения ирезультаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения иЯ-концепции.

     Познавательные действия также являютсясущественным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как наэффективность самой деятельности коммуникации, так и на самооценку,смыслообразование и самоопределение обучающегося.

 

4.3. Связь универсальных учебныхдействий с содержанием учебных предметов

 

  Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решениезадач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развитияобучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходеизучения учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности,организации форм учебного сотрудничества и решения важных задачжизнедеятельности обучающихся.

  На ступени начального общего образования имеет особое значениеобеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития уобучающегося логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления,исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологическогомышления. Существенную роль в этом играют учебные предметы.

  Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания ирелевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрываетопределенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

  В частности, учебный предмет «Русскийязык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных ирегулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формированиялогических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственныхсвязей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка иусвоение правил строения слова и предложения, графической формы буквобеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например,звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы)и преобразования модели (видоизменения слова).

Изучение русского языка создаетусловия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенкав грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечиваетуспешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую ипланирующую функции.

    «Литературноечтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включаютформирование всех видов универсальных учебных действий личностных,коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развитияценностно-смысловой сферы и коммуникации).

    Литературное чтение – осмысленная,творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственногосодержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляциядуховно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальныхличностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героевлитературных произведений. На ступени начального общего образования важнымсредством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героямпроизведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

    Учебный предмет «Литературное чтение»обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  - смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентациюобучающегося в системе личных смыслов;

  - самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» сгероями литературных произведений посредством эмоционально-действеннойидентификации;

  - основ гражданской идентичности путем знакомства с героическимисторическим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости иэмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  - эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

  - нравственно-этического оценивания через выявление моральногосодержания и нравственного значения действий персонажей;

  - эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя сгероями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов имнений;

  - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событийи поступков персонажей;

  - умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетомцелей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используяаудиовизуальные средства;

  - умения устанавливать логическую причинно-следственнуюпоследовательность событий и действий героев произведения;

  - умения строить план с выделением существенной и дополнительнойинформации.

    «Иностранныйязык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий,формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языкаспособствует:

  - общему речевому развитию на основе формирования обогащенныхлингвистических структур грамматики и синтаксиса;

  - развитию произвольности и осознанности монологической и диалогическойречи;

  - развитию письменной речи;

  - формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение,эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умениеслушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своемнение в понятной для собеседника форме.

    Знакомство обучающихся с культурой,историей и традициями других народов и мировой культурой, открытиеуниверсальности детской субкультуры создает необходимые условия дляформирования личностных универсальных действий – формирование гражданскойидентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте и,доброжелательного отношения, уважения толерантности к другим странам и народам,компетентности в межкультурном диалоге.

    Изучение иностранного языка способствуетразвитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смысловогочтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умениепрогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смыслпрочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

    «Математика».На ступени начального общего образования этот предмет является основой развитияу обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических иалгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование(последовательности действий по решению задач), систематизацию иструктурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование,дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формированиеэлементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности.Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задачкак универсального учебного действия.

    Формирование моделирования какуниверсального учебного действия осуществляется в рамках практически всехучебных предметов на этой ступени образования.

Моделирование включает в свойсостав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. Сих освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийсядолжен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих всовременной культуре и необходимых как для обучения, так и для егосоциализации.

    «Окружающиймир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечиваетформирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурногомира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством,осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения,жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичностиличности. 

    В сфере личностных универсальных действийизучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного,эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российскойидентичности:

    - умения различать государственную символикуРоссийской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицыи родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицуРоссии, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторыхзарубежных стран;

  - формирование основ исторической памяти – умения различать висторическом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основныхисторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости заславу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной средеэлементы истории семьи, своего региона;  

    - формирование основ экологическогосознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных нормадекватного природосообразного поведения;

    - развитие морально-этического сознания –норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами исообществами.

    В сфере личностных универсальных учебныхдействий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здоровогообраза жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересахукрепления физического, психического и психологического здоровья.

    Изучение предмета «Окружающий мир»способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

    - овладению начальными формамиисследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, втом числе с использованием различных средств ИТК;

    - формированию действий замещения имоделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений иливыявления свойств объектов и  созданиемоделей, в том числе в интерактивной сфере);

    - формированию логических действийсравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой инеживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе намногообразном материале природы и культуры родного края.

    «Музыка».Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных,познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкальногоискусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические иценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формированияпозитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности втворческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской имировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклораРоссии, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формированиероссийской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни вполикультурном обществе.

    Будут сформированы коммуникативныеуниверсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлятьвыраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции наоснове творческого самовыражения.

    В области развития общепознавательныхдействий изучение музыки будет способствовать формированию замещения имоделирования.

    «Изобразительноеискусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных,познавательных, регулятивных действий.

    Моделирующий характер изобразительнойдеятельности создает условие для формирования общеучебных действий, замещения имоделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектовприродного и социокультурного мира. Такое моделирование является основойразвития познания ребенком мира и способствует формированию логических операцийсравнения, установление тождества и различий, аналогий, причинно-следственныхсвязей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особыетребования предъявляются к регулятивным действиям – целеполаганию какформированию замысла, планированию и организации действий в соответствии сцелью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу,внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и егосоответствия замыслу.

    В сфере личностных действий приобщение кмировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительногоискусства, народных, национальных традиций, искусства других народовобеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности,эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивытворческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки исамоуважения учащихся.

    «Технология».Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальныхучебных действий обусловлена:

    - ключевой ролью предметно-преобразовательнойдеятельности как основы формирования системы УУД;

    - значением универсальных учебных действиймоделирования и планирования, которые являются непосредственным предметомусвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решениязадач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели,задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий ипозволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

  - специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработкипредметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитиипсихологических новообразований младшего школьного возраста – уменииосуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии какосознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

    - широким использованием форм групповогосотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

    - формирование первоначальных элементов ИКТ- компетентности учащихся.

    Изучение технологии обеспечивает реализациюследующих целей:

    - формирование картины мира материальной идуховной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельностичеловека;

    - развитие знаково-символического ипространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основеразвития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процессаего преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

    - развитие регулятивных действий, включаяцелеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять егодля решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата приразличных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

    - формирование внутреннего плана на основепоэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

    - развитие планирующей и регулирующейфункции речи;

    - развитие коммуникативной компетентностиобучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

    - развитие эстетических представлений икритериев на основе изобразительной и художественной конструктивнойдеятельности;

    - формирование мотивации успеха идостижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективнойорганизации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

    - ознакомление обучающихся с правиламижизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации,уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;

    - ознакомление обучающихся с миромпрофессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития какпервой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональномусамоопределению.

    «Физическаякультура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальныхдействий:

    - основ общекультурной и российскойгражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом иотечественном спорте;

    - освоение моральных норм помощи тем, кто вней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

    - развитие мотивации достижения иготовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегийсовладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы,стрессоустойчивости;

    - освоение правил здорового и безопасногообраза жизни.

  « Физическая культура» как учебныйпредмет способствует:

    - в области регулятивных действий развитиюумения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;  

    - в области коммуникативных действийразвитию взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничеству и кооперации (вкомандных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути еедостижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределенияфункций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты;осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение иповедение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достиженияобщего результата).

 

4.4. Типовые задачи формирования УУД

Выбор  универсальных учебных действий при разработкетиповых задач для оценки сформированности универсальных учебных действийосновывается на следующих критериях:

- показательностьконкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровняразвития  класса личностных,регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- учет системного характера видов универсальных учебных действий(одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено  как принадлежащее к различным классам. Рефлексивнаясамооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие.Речевое отображение действия  может бытьпроинтерпретировано  и каккоммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие ипр.). Системный характер универсальных учебных действий  позволяет использовать одну задачу для оценкисформированности нескольких видов универсальных учебных действий.

- учет возрастной спецификивидов универсальных учебных действий. Показательность видов универсальныхучебных действий и их значение для развития ребенка меняется при переходе отпредшкольного к школьному образованию, поэтому выбор модельных видовуниверсальных учебных действий для ступени предшкольного и школьного образованияможет меняться.

- возможности объективирования свойств универсальных учебныхдействий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Опираясь на перечисленные вышекритерии, мы выделили следующие  видыуниверсальных учебных действий:

- личностные действиясамоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку; действиесмыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности, действиенравственно-этического оценивания;

- регулятивные действия – действиеконтроля и оценки во внутреннем плане;

- познавательные действия –действие моделирования, общий прием решения задач;

- коммуникативные действия –действия общения, кооперации, отображения в речи предметного  содержания и условий деятельности.

Классификация типовыхзадач

Типы задач

Виды задач

Названия задач

Личностные

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

1.Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

2.Проба на познавательную инициативу (чтение незавершенного текста)

3.Рефлексивная самооценка учебной деятельности (письменные ответы на вопросы)

4.Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа)

5.Задания на норму справедливого распределения, взаимопомощи, взаимоуважения

6. Чтение и обсуждение текстов о взаимоотношениях родителей и детей

7. Анкета «Оцени поступок»

 

Регулятивные

Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

1.Выкладывание узора  по образцу (устно и письменно)

2.Пробы на внимание

3.Графические диктанты

Познавательные

Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические

1.Задания на формирование логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез)

2.Пробы на определение количества, качества.

3.Развитие поискового планирования

4.Приёмы решения задач

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией

1.Действия на учет позиции собеседника (анализ детских работ)

2.Задания на организацию сотрудничества (задание «Рукавички»(Г.А.Цукерман), «Совместная сортировка» (Бурменская)

3.Коммуникация как предпосылка интериоризации («Узор под диктовку», «Дорога к дому»)

 

 

4.5. Обеспечение преемственностипрограммы формирования универсальных учебных действий при переходе отдошкольного к начальному и основному общему образованию

 

    Проблема организации преемственностиобучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно:переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) вобразовательное учреждение, реализующее основную образовательную программуначального общего образования и далее основную образовательную программуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебноезаведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различиямежду обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют многообщего.

     Основные проблемы обеспечения преемственностисвязаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования такихуниверсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные,логические и другие.

     Наиболее остро проблема преемственностистоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу (при переходеиз предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в периодперехода обучающихся на ступень основного общего образования. 

     Возникновение проблемы преемственности,находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступеньобразовательной системы, имеет следующиепричины:

    - недостаточно плавное, даже скачкообразноеизменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступеньосновного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит кпадению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

    - обучение на предшествующей ступени частоне обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению вучебную деятельность нового, более сложного уровня. В частности, серьезнойпроблемой остается недостаточная подготовленность значительного числа детей кобучению на русском (неродном) языке.

     Исследования готовности детей к обучению вшколе при переходе от предшкольного к начальному общему образованиюпоказали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование,включающее в себя физическую и психологическую готовность.

    Физическаяготовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональнойзрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков икачеств (тонкая моторная координация), физической и умственнойработоспособности.

    Психологическаяготовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную икоммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную рольиграет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формированиесамооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейшихусловий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновенияэтих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного  возраста желание детей поступить в школу, сдругой – развитие любознательности и умственной активности.

    Формирование фундамента готовности переходак обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться врамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительнойдеятельности, конструирования, восприятия сказки и прочие.

    Не меньшее значение имеет проблемапсихологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующуюступень общего образования. Трудности такого перехода – ухудшение успеваемостии дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональнойнестабильности, нарушения поведения – обусловлены следующими причинами:

    - необходимостью адаптации обучающихся кновой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разныепреподаватели и т.д.);

    - совпадением начала кризисного периода, вкоторый вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности(переориентация подростков на деятельность общения со сверстниками присохранении значимости учебной деятельности);

    - недостаточной готовностью детей к болеесложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями ихинтеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнемсформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебныедействия, контроль, оценка).

     Все эти компоненты присутствуют впрограмме формирования универсальных учебных действий.

Значениеуниверсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу отпредшкольной ступени образования к начальному образованию

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование

ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные  действия

(классификация,

сериация);

коммуникативные действия  (умение вступать в коопера-цию, соотносить позиции партнеров и собственную)

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.

Условие усвоения математики, родного языка, формирования  умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных  изображений в любых учебных предметов.

Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка

Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие  осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

 

Значениеуниверсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начальногообразования

 

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

 

Основанием преемственности разныхступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевойстратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения  учиться, которое должно быть обеспеченоформированием системы универсальных учебных действий.

Основным методом мониторингареализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксациярезультатов наблюдений.

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz