IV. Программа формирования универсальныхучебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создатьусловия для формирования и регулированияуниверсальных учебных действий обучающихся через образовательную деятельность . Задачи программы:
4.1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общегообразования
ФГОС начальногообщего образования определяет ценностныеориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом: 1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая: - чувство сопричастности и гордости за своюРодину, народ и историю; - осознаниеответственности человека за благосостояние общества; - восприятие мира как единого и целостного приразнообразии культур, национальностей, религий; - отказ отделения на «своих» и «чужих»; - уважениеистории и культуры каждого народа. 2. Формированиепсихологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. -доброжелательность, доверие и внимание клюдям, - готовность ксотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважение кокружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого насобственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 3. Развитиеценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности игуманизма. - принятие иуважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следоватьим; - ориентация внравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающихлюдей, развитие этических чувств -стыда, вины, совести - как регуляторовморального поведения; - формирование чувства прекрасного иэстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественнойхудожественной культурой; 4. Развитиеумения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитиешироких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формированиеумения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,контролю, оценке); 5. Развитиесамостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еесамоактуализации: - формирование самоуважения иэмоционально-положительного отношения к себе; - готовностьоткрыто выражать и отстаивать свою позицию; - критичностьк своим поступкам и умение адекватно их оценивать; - готовность ксамостоятельным действиям, ответственность за их результаты; -целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность кпреодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умение противостоять действиями влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своихвозможностей.
4.2. Характеристики личностных,регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действийобучающихся
В составе основных видовуниверсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общегообразования, можно выделить четыре блока: личностный,регулятивный, познавательный икоммуникативный. Личностные универсальные учебные действия обеспечиваютценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки исобытия с принятыми этическимипринципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспектповедения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностныхдействий: - личностное, профессиональное, жизненноесамоопределение; - смыслообразование, т.е. установлениеобучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другимисловами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чегоона осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь нанего отвечать. - нравственно-этическая ориентация, в томчисле и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностныхценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своейучебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основесоотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещенеизвестно; - планирование – определениепоследовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищениерезультата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и егорезультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимыхдополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,реального действия и его результата; внесение изменений в результат своейдеятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем,товарищами; - оценка – выделение и осознаниеобучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества иуровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, кволевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолениюпрепятствий. Познавательные универсальные учебныедействия включают: общеучебные, логические учебныедействия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебныеуниверсальные действия: - самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели; - поиск и выделение необходимойинформации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощьюкомпьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построениеречевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление целичтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимойинформации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной ивторостепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстовхудожественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальныхдействий составляют знаково-символическиедействия: - моделирование – преобразование объектаиз чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково-символическая); -преобразование модели с целью выявленияобщих законов, определяющих данную предметную область. Логическиеуниверсальные действия: - анализ объектов с целью выделенияпризнаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей,в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов; - выбор оснований и критериев длясравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведениеследствий; - установление причинно-следственныхсвязей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений,анализ истинности утверждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановкаи решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способоврешения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебныедействия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции другихлюдей, партнеров по общению или деятельности; Умение слушать и вступать вдиалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество сосверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества сучителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способоввзаимодействия; - постановка вопросов – инициативноесотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление,идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешенияконфликтов, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера –контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии сграмматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средствкоммуникации. Развитие системы универсальных учебныхдействий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхдействий, определяющих развитие психологических способностей личности,осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной ипознавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристикиучебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развитияуказанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действияпредставляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитиекаждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видамиучебных действий и общей логикой возрастного развития. Так: - из общения и сорегуляции развиваетсяспособность ребенка регулировать свою деятельность; - из оценок окружающих и в первую очередьоценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своихвозможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепциякак результат самоопределения; - из ситуативно-познавательного ивнеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действияребенка. Содержание и способы общения икоммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения идеятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений осебе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развитияуниверсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативныхуниверсальных учебных действий. По мере становления личностных действийребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация)функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных,познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляцияобщения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения ирезультаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения иЯ-концепции. Познавательные действия также являютсясущественным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как наэффективность самой деятельности коммуникации, так и на самооценку,смыслообразование и самоопределение обучающегося.
4.3. Связь универсальных учебныхдействий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решениезадач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развитияобучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходеизучения учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности,организации форм учебного сотрудничества и решения важных задачжизнедеятельности обучающихся. На ступени начального общего образования имеет особое значениеобеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития уобучающегося логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления,исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологическогомышления. Существенную роль в этом играют учебные предметы. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания ирелевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрываетопределенные возможности для формирования универсальных учебных действий. В частности, учебный предмет «Русскийязык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных ирегулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формированиялогических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственныхсвязей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка иусвоение правил строения слова и предложения, графической формы буквобеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например,звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы)и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаетусловия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенкав грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечиваетуспешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую ипланирующую функции. «Литературноечтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включаютформирование всех видов универсальных учебных действий личностных,коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развитияценностно-смысловой сферы и коммуникации). Литературное чтение – осмысленная,творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственногосодержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляциядуховно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальныхличностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героевлитературных произведений. На ступени начального общего образования важнымсредством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героямпроизведения и отображаемой действительности является выразительное чтение. Учебный предмет «Литературное чтение»обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: - смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентациюобучающегося в системе личных смыслов; - самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» сгероями литературных произведений посредством эмоционально-действеннойидентификации; - основ гражданской идентичности путем знакомства с героическимисторическим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости иэмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; - эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; - нравственно-этического оценивания через выявление моральногосодержания и нравственного значения действий персонажей; - эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя сгероями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов имнений; - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событийи поступков персонажей; - умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетомцелей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используяаудиовизуальные средства; - умения устанавливать логическую причинно-следственнуюпоследовательность событий и действий героев произведения; - умения строить план с выделением существенной и дополнительнойинформации. «Иностранныйязык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий,формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языкаспособствует: - общему речевому развитию на основе формирования обогащенныхлингвистических структур грамматики и синтаксиса; - развитию произвольности и осознанности монологической и диалогическойречи; - развитию письменной речи; - формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение,эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умениеслушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своемнение в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой,историей и традициями других народов и мировой культурой, открытиеуниверсальности детской субкультуры создает необходимые условия дляформирования личностных универсальных действий – формирование гражданскойидентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте и,доброжелательного отношения, уважения толерантности к другим странам и народам,компетентности в межкультурном диалоге. Изучение иностранного языка способствуетразвитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смысловогочтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умениепрогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смыслпрочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана). «Математика».На ступени начального общего образования этот предмет является основой развитияу обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических иалгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование(последовательности действий по решению задач), систематизацию иструктурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование,дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формированиеэлементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности.Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задачкак универсального учебного действия. Формирование моделирования какуниверсального учебного действия осуществляется в рамках практически всехучебных предметов на этой ступени образования. Моделирование включает в свойсостав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. Сих освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийсядолжен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих всовременной культуре и необходимых как для обучения, так и для егосоциализации. «Окружающиймир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечиваетформирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурногомира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством,осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения,жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичностиличности. В сфере личностных универсальных действийизучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного,эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российскойидентичности: - умения различать государственную символикуРоссийской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицыи родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицуРоссии, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторыхзарубежных стран; - формирование основ исторической памяти – умения различать висторическом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основныхисторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости заславу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной средеэлементы истории семьи, своего региона; - формирование основ экологическогосознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных нормадекватного природосообразного поведения; - развитие морально-этического сознания –норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами исообществами. В сфере личностных универсальных учебныхдействий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здоровогообраза жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересахукрепления физического, психического и психологического здоровья. Изучение предмета «Окружающий мир»способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий: - овладению начальными формамиисследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, втом числе с использованием различных средств ИТК; - формированию действий замещения имоделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений иливыявления свойств объектов и созданиемоделей, в том числе в интерактивной сфере); - формированию логических действийсравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой инеживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе намногообразном материале природы и культуры родного края. «Музыка».Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных,познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкальногоискусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические иценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формированияпозитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности втворческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской имировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклораРоссии, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формированиероссийской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни вполикультурном обществе. Будут сформированы коммуникативныеуниверсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлятьвыраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции наоснове творческого самовыражения. В области развития общепознавательныхдействий изучение музыки будет способствовать формированию замещения имоделирования. «Изобразительноеискусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных,познавательных, регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительнойдеятельности создает условие для формирования общеучебных действий, замещения имоделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектовприродного и социокультурного мира. Такое моделирование является основойразвития познания ребенком мира и способствует формированию логических операцийсравнения, установление тождества и различий, аналогий, причинно-следственныхсвязей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особыетребования предъявляются к регулятивным действиям – целеполаганию какформированию замысла, планированию и организации действий в соответствии сцелью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу,внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и егосоответствия замыслу. В сфере личностных действий приобщение кмировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительногоискусства, народных, национальных традиций, искусства других народовобеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности,эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивытворческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки исамоуважения учащихся. «Технология».Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальныхучебных действий обусловлена: - ключевой ролью предметно-преобразовательнойдеятельности как основы формирования системы УУД; - значением универсальных учебных действиймоделирования и планирования, которые являются непосредственным предметомусвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решениязадач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели,задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий ипозволяющие выделять необходимую систему ориентиров); - специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработкипредметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитиипсихологических новообразований младшего школьного возраста – уменииосуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии какосознании содержания и оснований выполняемой деятельности; - широким использованием форм групповогосотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса; - формирование первоначальных элементов ИКТ- компетентности учащихся. Изучение технологии обеспечивает реализациюследующих целей: - формирование картины мира материальной идуховной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельностичеловека; - развитие знаково-символического ипространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основеразвития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процессаего преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); - развитие регулятивных действий, включаяцелеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять егодля решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата приразличных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана на основепоэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие планирующей и регулирующейфункции речи; - развитие коммуникативной компетентностиобучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности; - развитие эстетических представлений икритериев на основе изобразительной и художественной конструктивнойдеятельности; - формирование мотивации успеха идостижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективнойорганизации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; - ознакомление обучающихся с правиламижизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации,уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения; - ознакомление обучающихся с миромпрофессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития какпервой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональномусамоопределению. «Физическаякультура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальныхдействий: - основ общекультурной и российскойгражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом иотечественном спорте; - освоение моральных норм помощи тем, кто вней нуждается, готовности принять на себя ответственность; - развитие мотивации достижения иготовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегийсовладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы,стрессоустойчивости; - освоение правил здорового и безопасногообраза жизни. « Физическая культура» как учебныйпредмет способствует: - в области регулятивных действий развитиюумения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; - в области коммуникативных действийразвитию взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничеству и кооперации (вкомандных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути еедостижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределенияфункций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты;осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение иповедение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достиженияобщего результата).
4.4. Типовые задачи формирования УУД Выбор универсальных учебных действий при разработкетиповых задач для оценки сформированности универсальных учебных действийосновывается на следующих критериях: - показательностьконкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровняразвития класса личностных,регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; - учет системного характера видов универсальных учебных действий(одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Рефлексивнаясамооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие.Речевое отображение действия может бытьпроинтерпретировано и каккоммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие ипр.). Системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценкисформированности нескольких видов универсальных учебных действий. - учет возрастной спецификивидов универсальных учебных действий. Показательность видов универсальныхучебных действий и их значение для развития ребенка меняется при переходе отпредшкольного к школьному образованию, поэтому выбор модельных видовуниверсальных учебных действий для ступени предшкольного и школьного образованияможет меняться. - возможности объективирования свойств универсальных учебныхдействий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки. Опираясь на перечисленные вышекритерии, мы выделили следующие видыуниверсальных учебных действий: - личностные действиясамоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку; действиесмыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности, действиенравственно-этического оценивания; - регулятивные действия – действиеконтроля и оценки во внутреннем плане; - познавательные действия –действие моделирования, общий прием решения задач; - коммуникативные действия –действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности. Классификация типовыхзадач
4.5. Обеспечение преемственностипрограммы формирования универсальных учебных действий при переходе отдошкольного к начальному и основному общему образованию
Проблема организации преемственностиобучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно:переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) вобразовательное учреждение, реализующее основную образовательную программуначального общего образования и далее основную образовательную программуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебноезаведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различиямежду обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют многообщего. Основные проблемы обеспечения преемственностисвязаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования такихуниверсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные,логические и другие. Наиболее остро проблема преемственностистоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу (при переходеиз предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в периодперехода обучающихся на ступень основного общего образования. Возникновение проблемы преемственности,находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступеньобразовательной системы, имеет следующиепричины: - недостаточно плавное, даже скачкообразноеизменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступеньосновного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит кпадению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся; - обучение на предшествующей ступени частоне обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению вучебную деятельность нового, более сложного уровня. В частности, серьезнойпроблемой остается недостаточная подготовленность значительного числа детей кобучению на русском (неродном) языке. Исследования готовности детей к обучению вшколе при переходе от предшкольного к начальному общему образованиюпоказали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование,включающее в себя физическую и психологическую готовность. Физическаяготовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональнойзрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков икачеств (тонкая моторная координация), физической и умственнойработоспособности. Психологическаяготовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную икоммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную рольиграет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формированиесамооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейшихусловий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновенияэтих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, сдругой – развитие любознательности и умственной активности. Формирование фундамента готовности переходак обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться врамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительнойдеятельности, конструирования, восприятия сказки и прочие. Не меньшее значение имеет проблемапсихологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующуюступень общего образования. Трудности такого перехода – ухудшение успеваемостии дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональнойнестабильности, нарушения поведения – обусловлены следующими причинами: - необходимостью адаптации обучающихся кновой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разныепреподаватели и т.д.); - совпадением начала кризисного периода, вкоторый вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности(переориентация подростков на деятельность общения со сверстниками присохранении значимости учебной деятельности); - недостаточной готовностью детей к болеесложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями ихинтеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнемсформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебныедействия, контроль, оценка). Все эти компоненты присутствуют впрограмме формирования универсальных учебных действий. Значениеуниверсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу отпредшкольной ступени образования к начальному образованию
Значениеуниверсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начальногообразования
Основанием преемственности разныхступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевойстратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспеченоформированием системы универсальных учебных действий. Основным методом мониторингареализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксациярезультатов наблюдений.
|
|
|